Menu

A+ A A-

75-летию полного снятия блокады Ленинграда посвящается...

  • Просмотров: 263

75 лет назад в этот день 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда. Этому событию предшествовали тяжелые бои, мучительные месяцы голода, сотни тысяч погибших.

В соответствии с гитлеровским планом «Барбаросса» в 1941 году предполагалось сильнейшим ударом немецкой группы армий «Север» захватить город на Неве, подавив силы Краснознаменного Балтийского флота и создав тем самым надежный плацдарм для промышленных поставок шведской руды в Германию, а также для нанесения ударов в тыл советских войск, оборонявшихся под Москвой.

Группа армий «Север», совместно с частью войск группы армий «Центр» и финляндской армией в несколько раз превосходили силы Северо-Западного фронта, созданного на базе Прибалтийского особого военного округа. Несмотря на это цель немецкого командования достигнута не была.  В июле 1941 года советские войска остановили врага на Лужском рубеже, тем самым сбив темпы наступления на Ленинград. В связи с изменившейся ситуацией на фронтах к сентябрю 1941 года командующий группы армий «Север» генерал-фельдмаршал Риттер фон Лееб направил под Москву часть войск. Таким образом, планы по быстрому захвату Ленинграда были сорваны.

После выхода соединений 4-ой танковой группы противника на южное побережье Ладожского озера 10 июля 1941 года началась битва за Ленинград. 8 сентября 1941 года гитлеровцы лишили ленинградцев сухопутных связей со страной. Но воины и местные жители не позволили врагу преодолеть последние километры и ворваться в город. Началась 872-дневная блокада Ленинграда.

Одним из участников оборонительных боев на Балтике был уроженец Гомельской области Беларуси вице-адмирал В.П. Дрозд. В сентябре 1941 года он командовал эскадрой кораблей, которые обороняли Ригу, Таллин, о. Ханко. В октябре 1941 года было решено эвакуировать гарнизон с этого острова, оказавшегося в глубоком тылу противника. Тяжелейшей операцией по прорыву командовал вице-адмирал В.П. Дрозд. В дальнейшем корабли эскадры принимали участие в обороне города Ленинграда.


В.П. Дрозд (справа)

В сентябре 1941 года после массированных бомбардировок начались перебои в подаче воды и электричества. Из-за разрушений главной водопроводной станции прекратилась подача воды в квартиры. Жители вынуждены были набирать воду в колодцах или из рек. Взятую оттуда воду нужно было обязательно кипятить.

Возникла проблема отопления квартир. В качестве топлива использовалось все: мебель, книги, деревянные заборы, балки зданий.

Из-за трудностей с бензином с улиц исчезли рейсовые автобусы, к декабрю 1941 года перестали ходить трамваи и троллейбусы.

Но это были не самые главные проблемы горожан – катастрофически не хватало продовольствия. Уже в июле 1941 года была введена карточная система. Усугубилась ситуация тем, что в сентябре 1941 года немцы разбомбили Бадаевские склады – главное городское хранилище зерна.

Извне продовольствие в город попадало по «Дороге жизни» по льду Ладожского озера. Федор Павлович Агафонов окончил шоферские курсы в блокадном Ленинграде, после чего две зимы «воевал» на «Дороге жизни» – перевозил продовольствие, оружие, эвакуировал жителей. Неоднократно был ранен и контужен.


Ф.П. Агафонов

Одним из средств для транспортировок по «Дороге жизни» являлись грузовые автомобили ГАЗ-АА, перевозившие до полутора тонн груза или до 25 человек в деревянном кузове с откидными бортами. В музее, в зале под названием «Дорога войны», находится образец автомобиля ГАЗ-АА, принадлежавший ветерану Великой Отечественной войны Павлу Яковлевичу Михайлову, который был военным шофером. На фронте он находился с июня 1941 года и до последнего дня войны. На подобной «полуторке» перевозил живую силу, боеприпасы, продовольствие. Участник обороны Москвы, битвы за Ленинград, сражался на Курской дуге и под Кенигсбергом. Уволен в запас в 1948 году. Вернулся на родину в деревню Беляны Верхнедвинского района Витебской области.


Грузовой автомобиль ГАЗ-АА в экспозиции музея истории Великой Отечественной войны

Самой страшной была первая блокадная зима 1941-1942 годов. Уже в октябре 1941 года начался голод. Сырьем для приготовления мясной продукции были соленые кишки, соевая мука, хлопковый жмых. К ноябрю 1941 года город подошел к порогу гибели: рабочему населению в день выдавалось 250 грамм хлеба, иждивенцам – 125 грамм. Для изготовления такого хлеба использовали горелую муку с Бадаевских складов, пищевую целлюлозу, которая не усваивалась организмом, опилки. В январе 1942 года неработающим жителям города хлеба вообще не выдавали. В этот период в день в городе умирало от 3 до 7 тысяч человек. Смерть на улицах стала нормой – люди шли, падали и умирали. А окружающие полуживые люди не обращали на трупы никакого внимания.

В экспозиции музея истории Великой Отечественной войны хранится дневник Владимира Константиновича Самойлова, жителя Ленинграда, который вел записи с первого дня блокады и до последнего дня своей жизни – 27 декабря 1941 года. Эту реликвию в наш музей передал внук Владимира Константиновича Марк Александрович, также переживший блокаду.


В.К. Самойлов

Запись в дневнике от 27 декабря 1941 года: «Ну вот и опять хоть с трудом могу писать, 18/XII появились боли в руках, свалился, дойти до дома не смог, лежу у Лели…

Продуктов на 2-ую декаду, про норме, не завозят, хотя в очередях с 2-х ночи до закрытия. С 26/XII большая радость, хлеба вм. 125 гр. 200 гр. Ходят слухи  о прибавке еще с 1/I, т.к. кольцо блокады разжимаем, немцы отступают…

Живем большими надеждами на улучшение, как будто реальными, судя по нашим успехам на фронте…».


Дневник В.К. Самойлова

По подсчетам Чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецких захватчиков в Ленинграде от голода погибло        641 803 человека. Эти цифры были озвучены на Нюрнбергском процессе в 1945-1946 годах. По последним данным количество жертв может достигать   1,5 миллиона человек.

К началу 1943 года Верховное Главнокомандование решило провести операцию «Искра» по прорыву блокады. Замысел операции состоял в том, чтобы сходящимися ударами Ленинградского и Волховского фронтов разбить вражескую группировку на 12-км превосходно укрепленном участке – «бутылочном горле» – в районе Шлиссельбурга. 18 января 1943 года войска двух фронтов соединились. Сухопутная блокада города была снята. Но развить успех не удалось: противник успел переправить резервные силы группы армий «Север» и закрепиться на Синявенских высотах.

После боев по прорыву блокады, вице-адмирал В.П. Дрозд 29 января 1943 года менял дислокацию и переезжал из Кронштадта в Ленинград. Его автомобиль, ехавший по льду, попал в воронку от снаряда и ушел под лед. В честь этого боевого командира эсминец «Стойкий» был переименован в «Вице-адмирал Дрозд». В экспозиции музея истории Великой Отечественной войны представлены фуражка, блокнот В.П. Дрозда, ленты к бескозыркам с эсминцев «Стойкий».


Эсминец «Вице-адмирал Дрозд»

Активное участие в этих событиях приняли воины 55 армии генерал-майора артиллерии В.П. Свиридова, уроженца Могилевской области. На фронте он воевал с 1941 по 1945 год. В первые дни Великой Отечественной войны был командующим артиллерии Северо-Западного, Ленинградского фронтов; участвовал в разгроме Курляндской группировки как командующий 42 армией 2-го Прибалтийского фронта.  В зале музея, рассказывающем об обороне и освобождении городов-героев, представлены его блокнот и нож.


В.П. Свиридов

В 1943 году произошел коренной перелом в ходе войны: Красная Армия одержала победы в Сталинградском сражении, под Курском, на Днепре и Кавказе.  На 1944 год Ставка запланировала проведение ряда важнейших наступательных операций по освобождению оккупированной территории. Самой первой стала Ленинградско-Новгородская.

Осуществляли эту операцию войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов при поддержке Краснознаменного Балтийского флота, авиации дальнего действия и партизан.

Главный удар решено было нанести не на Синявенских высотах, а западнее – с Ораниенбаумского плацдарма силами 2-ой ударной армии генерал-лейтенанта И.И. Федюнинского во фланг и тыл осаждавших Ленинград германских войск. 14 января 1944 года 2-ая ударная армия начала наступление, двигаясь навстречу 42-ой армии генерала И.И. Масленникова. Одновременно наносился дополнительный удар 67-ой армей на город Мга. После недели боев, взяв в плен около тысячи гитлеровцев и захватив огромное количество боеприпасов и оружия, армии соединились в районе Ропши. Отход немецких частей превратился в бегство.

К 19 января в условиях сложных боев в лесисто-болотистой местности была перерезана дорога, ведущая в Новгород. А уже 20 января город был освобожден.

В этих событиях участвовал уроженец Витебской области старший сержант П.Х. Кузьменков, который в боях на Ленинградском фронте уничтожил 204 гитлеровца. Из наградного листа Петра Харитоновича: «Участвовал при прорыве блокады, метко истребляя точным снайперским огнем фашистских офицеров и солдат, охотясь за ними целыми днями и терпеливо выслеживая их». Удостоен звания Героя Советского Союза.


08 П.Х. Кузьменков

Учителем Петра Харитоновича Кузьменкова являлся уроженец Могилёвской области снайпер Феодосий Артемьевич Смолячков, который в неполных 18 лет ушел в народное ополчение в июле 1941 года и в последствии стал основателем движения снайперов-истребителей на Ленинградском фронте. Снайперская смекалка, находчивость, природная хитринка и охотничий опыт позволяли увеличивать боевой счет Феодосия Смолячкова: в боях на Ленинградском фронте он уничтожил 125 немецких солдат и офицеров, потратив при этом всего 126 патронов. 15 января 1942 года погиб от пули немецкого снайпера, посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.


 Ф.А. Смолячков

Таким образом, 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда. Развивая успех, Красная Армия отбросила противника на 220 километров, почти полностью освободила Ленинградскую область.

Победа под Ленинградом стала событием всесоюзного и мирового масштаба. Город перестал быть фронтовым. Впервые за два с половиной года в городе наступила тишина – не было ни бомбардировок, ни артобстрелов.

Это была одна из самых ужасающих по количеству жертв блокада в истории человечества. Ленинградцы в памяти поколений будут воплощением мужества, храбрости, нечеловеческой стойкости и силы духа, поправшими смерть!