+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

14 июля 1941 г. прогремел первый залп знаменитых «Катюш»

     В соответствии с директивой командующего войсками Московского военного округа от 28 июня 1941 г. к 1 июля была сформирована первая отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии. В составе батареи имелось 7 боевых машин БМ-13, 122-мм гаубица для пристрелки, 44 автомобиля, способных поднять 600 снарядов М‑13. Командиром батареи был назначен капитан Иван Флеров. 3 июля батарея прибыла на Западный фронт.
     Боевое крещение БМ-13 получила 14 июля 1941 г., когда батарея произвела первый залп из всех установок по железнодорожной станции Орша, где было сосредоточено большое количество живой силы и боевой техники противника. В результате мощного огневого удара одновременно 112 реактивными снарядами над станцией поднялось огневое зарево: горели вражеские эшелоны, рвались боеприпасы. Еще через полтора часа батарея Флерова произвела второй залп, на этот раз по переправе через реку Оршицу, на подступах к которой скопилось много техники и живой силы немцев. В результате переправа противника была сорвана, развить успех на этом направлении ему не удалось.
     В этот день начальник германского генерального штаба Гальдер сделал в своем дневнике такую запись: «Русские под Оршей применили какое-то новое неизвестное оружие. Шквал огнемётных снарядов сжёг ж-д станцию, все эшелоны с техникой и личным составом прибывших воинских частей».  Первый опыт применения нового ракетного оружия показал его высокую боевую эффективность, что явилось одной из причин быстрейшего его ввода в строй и оснащения им войск.
 
Рисунки:  художник  Александр Брянцев
     «Катюша» – народное название боевых машин реактивной артиллерии БМ‑8 (со снарядами 82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм) во время Великой Отечественной войны. Существует несколько версий происхождения этого названия, наиболее вероятное из них связано с заводской маркой «К» завода-изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна), а также с популярной в то время одноименной песней (музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского).
     БМ-13 стала первой отечественной мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня (РСЗО), которая включала в себя реактивные снаряды (РС), пусковые установки (ПУ), приборы управления стрельбой и транспортные средства. Самоходные пусковые установки на автомобилях получили обозначение боевых машин (БМ) реактивной артиллерии.     В конце июля 1941 г. на Западный фронт прибыли 2-я и 3-я батареи. Уже в августе было принято решение о формировании 8 полков реактивной артиллерии. Полк состоял из 3 дивизионов по 12 установок в каждом. Многозарядность РСЗО определяла возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект поражающего и морального воздействия на противника. Залп полка длился 5-10 минут, 576 снарядов накрывали большую площадь. Взрывные волны  накладывались друг на друга и усиливали разрушительный эффект в разы. Осколки от снарядов разогревались до 800º и поджигали всё вокруг. По словам пленных немецких солдат, пережившим такие обстрелы, это было одним  из самых страшных впечатлений за всю войну.
     После залпа расчёты установок быстро сменяли позиции. Ведь за потерю каждой машины приходилось строго отвечать, вплоть до трибунала.
     В августе 1943 г. на вооружение была принята унифицированная пусковая установка БМ-13Н на шасси Studebaker US6, поставлявшимся Советскому Союзу по ленд-лизу.
     На заключительном этапе войны в ходе Берлинской операции было задействовано 1510 установок и 1795 пусковых рам для снарядов калибра от 82 до 310 мм.

«Катюши» стреляют по... самолетам.
Использование снарядов М-8 и М-13 в зенитных установках
     В ноябре 1941 г. командир взвода зенитных пулеметов 64-го батальона аэродромного обслуживания младший лейтенант Н.И. Баранов спроектировал зенитные установки для стрельбы авиационными ракетами РС-82 и PC-132. В этих установках были использованы направляющие и другие элементы авиационных пусковых установок. По указанию генерала И.П. Журавлева на полевом авиационном заводе изготовили четыре 24-зарядные установки для реактивных снарядов РС-82 калибра 82 мм и две 12-зарядные установки для реактивных снарядов PC-132 калибра 132 мм. Дивизион в составе шести ракетных установок осуществлял прикрытие аэродромов под Тихвином и на Ладожском озере.
     Установки были смонтированы на шасси автомобиля ЗИС-5. Максимальный угол возвышения установок 85°. Снаряды были оснащены дистанционными трубками. По образцам зенитных ракетных установок Н.И. Баранова на аэродромах Ленинградского и Волховского фронтов отдельными изобретателями и рационализаторами изготавливались в инициативном порядке 2-, 4-, 6-, 8- и 12-зарядные зенитные установки для пуска реактивных снарядов М-8. Впервые в боевых условиях две пусковые зенитные установки, созданные Н.И. Барановым, были применены 14 ноября 1941 года; оператором одной из пусковых установок был сам изобретатель. Под деревней Сорожа, недалеко от Тихвина, при защите от воздушного нападения штаба Северной группы 4-й армии зенитными ракетами был сбит немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88». В качестве снарядов применялись штатные авиационные ракеты М-8.
    Кроме армейских и флотских умельцев, проектированием зенитных пусковых установок в годы войны занимался и специализированный на создании пусковых установок конструкторский коллектив СКБ завода «Компрессор».

  Ведущий научный сотрудник отдела военно-фронтовой истории
Герасимёнок Э.В.

Выходила на берег Днепра «Катюша» 15 июля 2016
Бой первый —  бой последний… 5 июля 2016