+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

«А лётчик Романов — отличный»

Так сказал о молодом лётчике-истребителе легендарный Борис Сафонов, дважды Герой Советского Союза, лучший советский лётчик-истребитель.

 
…Встреча с Петром Романовым была совершенно случайной, но в памяти осталась надолго. Это было в 1960-е годы. Мы с сыном летели из Новосибирска в Мурманск. В аэропорту Толмачёво к нам подошел стройный полковник, помог донести вещи. В самолете мы разговорились. Новосибирск был городом моей юности, но я почувствовала, что собеседнику ближе Мурманск. У него буквально загорелись глаза, когда разговор зашел о Севере.
Нас сильно укачало, пока мы летели из Новосибирска, и первое, о чем спросил меня Пётр Данилович (так звали нашего собеседника) было: «А как же в Североморск доберетесь? Там один Тёщин язык чего стоит…». Сейчас уже немногие помнят, что такое «Тёщин язык»… Это был самый тяжелый, сильно петляющий участок дороги между Мурманском и Североморском.
Я очень удивилась, откуда человек, живущий в Новосибирске, осведомлен о таких подробностях. Похоже, собеседник прекрасно знал наш Север. В те годы все мы были напуганы шпионами, диверсантами, и он почувствовал мою настороженность. Улыбнувшись, спросил:
— Так все-таки, вы жена летчика или моряка? Сообщив это, военной тайны не нарушите.
     Узнав, что я жена авиатора, он очень обрадовался:
— А Диденко Николая Матвеевича вы случайно не знаете?
     Я знала его еще с 1957 года, когда муж начинал службу. В то время Диденко был командиром дивизии. Замечательный рассказчик, он так передавал картины боя, показывая полет самолетов руками, как это умеют делать только летчики.
     Мой попутчик рассказал, что Диденко — его боевой друг, они вместе защищали Заполярье…
     Думала ли я тогда, что спустя 25 лет открою личное дело летчика Романова и увижу на фотографии лицо моего давнего попутчика? Новосибирск, аэродром Толмачёво, случайная встреча…
     Пётр Данилович Романов родился в Нальчике. В седьмом классе стал заниматься в авиационном кружке, а в 15 лет, в 1936 году, его приняли в аэроклуб. Изучал планерное дело, а вскоре начал летать на учебном самолете У‑2. Окончив среднюю школу, поступил в Ейское училище.
     Выпустили их за месяц до начала войны по ускоренному курсу сержантами, хотя до этого выпускали лейтенантами. Даже не предоставив отпуска, направили в 72-й смешанный авиаполк, в Заполярье. Попал он в эскадрилью Бориса Сафонова.
     Памятен для Петра Даниловича первый бой. Это было 3 июля 1941 года, когда ему исполнилось 20 лет. Самолеты сафоновской эскадрильи шли по боевому курсу. В стороне заметили врага. Девять «юнкерсов» летели бомбить наш аэродром. Их прикрывали четыре Ме‑110.
     Советские летчики ринулись в атаку. Строй гитлеровцев дрогнул. Один Ме‑110 попытался зайти в хвост Покровскому, но был сбит Семененко. Остальные, бросив «юнкерсы» на произвол судьбы, ушли в облака. Пять из девяти стервятников нашли себе могилу в северных скалах.
     В бою 12 сентября 1941 года вместе с летчиками Максимовичем и Плотниковым Пётр Романов сбил первый самолет. В этом бою он едва не погиб, но Сафонов бросился на выручку, и враг был сбит. На земле Романову досталось от комэска за горячность и удаль.
     Жена Петра Даниловича прислала в музей фотоальбом фронтовых лет. Листаешь его страницы, и вся жизнь сафоновской авиаэскадрильи встает перед глазами. Фотографии старые, любительские, но сколько памятного в каждом снимке, сколько интересного о каждом человеке можно из них узнать!
     Вот сидит на плечах своих друзей Николай Бокий. Руки вверх, радость и гордость на лице — первая победа! А Василий Григорьев и Анатолий Кузичкин улыбаются, щурясь от яркого солнца — рады за друга.
     А вот на фотографии Пётр Романов с орденом Красного Знамени на груди. Серьезный и какой-то повзрослевший. Он только что вернулся из Полярного, где адмирал Головко вручил ему боевую награду.
     И еще снимок. Это уже 1942 год. У самолета стоят Анатолий Титов и Пётр Романов. К слову, Титов — ленинградец, в конце войны был сбит над Луостари, попал в плен.
     В оккупированной Норвегии фашисты держали тысячи советских военнопленных. Они жили в нечеловеческих условиях. Страшные норы-землянки, голод, холод и смерть на каждом шагу. Местные жители, как могли, помогали узникам. При содействии норвежцев многие бежали из лагеря и примкнули к движению Сопротивления. Некоторым удалось вернуться на Родину. В их числе был и Анатолий Титов. Летчик прибыл в свою часть, но ему не поверили, уволили со службы. И такое, к сожалению, было в те годы…
     А это самолет Захара Сорокина с пробоинами на киле и фюзеляже. Таким он вернулся после боя с «мессершмиттами». Все летчики и техники бегали смотреть на его самолет. Около 30 (!) пробоин на фюзеляже и еще больше на хвосте.
     Вот сафоновцы на отдыхе… Николай Голодников, Пётр Романов, Лесь Хрусталёв заходят в ледяную воду. Крепкие парни наши авиаторы! А это они после получения второго ордена Красного Знамени…
     Еще одна пожелтевшая фотография военных лет: на ней авиаторы с лопатами стоят кружком. В центре пляшут в лихом задоре Николай Голодников и Александр Аникин. Это они после уборки снега на стоянке у капониров. Тут же Евгений Грядушко и Михаил Борченко — шапки набекрень. Им бы жить и жить, но… Аникина сбили фашисты, похоронен в Североморске. А Борченко упал с высоты 9.000 метров.
     Как же мало мы еще о них знаем! А скоро и не у кого будет спросить… Время летит неумолимо…
     18 января 1942 года 72-й смешанный авиационный полк был переименован в 2-й гвардейский истребительный Краснознаменный полк. Но шли бои, и гвардейское знамя вручили только в мае.
     Стояла типичная северная погода: лохматые тучи ползли над самыми сопками, снежные заряды сменяли друг друга. Разбушевавшаяся стихия приковала к стоянкам самолеты. Над заливом вился густой туман. Таким был этот первомайский день.
Авиаторы собрались у боевых машин. Член военного совета Северного флота дивизионный комиссар А. А. Николаев вручил полку знамя и призвал высоко нести звание гвардейцев.
     И авиаторы несли. В газете фронтовых лет «За Родину» писали о Петре Романове: «Высокая фигура комсомольца Романова дышит здоровьем, молодым задором и весельем. Он отлично освоил самолет, и все задания командования выполняет мастерски, вдумчиво и с любовью. В неоднократных воздушных боях он проявил смекалку, свойственную опытным летчикам. Несмотря на свои двадцать лет, он уже искусный воздушный боец. На его счету не один фашистский самолет. Когда у Сафонова спросили, как летает Романов, он ответил: «Летчик серьезный, но вот на земле не носит шапку, отморозил ухо. Пришлось его предупредить. А летчик Романов — отличный…».
О Романове много было написано во фронтовых газетах. 23 марта 1943 года ему посвятили первую полосу. В статье «Боевые успехи молодых коммунистов» писали о нем и его друзьях — Хусиме Абишеве, Николае Диденко. В этой же газете были опубликованы письма Петру Даниловичу от родных и близких.
     Прикрытие конвоев — своих и союзных — являлось одной из главных задач истребителей. Особенно удачно действовали гвардейцы Диденко и Романов. 22 октября 1944 года в вылетах на «свободную охоту» Диденко сбил три самолета противника, а на следующий день еще три, таким образом довел свой боевой счет до 17 уничтоженных машин.
     5 ноября 1944 года Николаю Диденко присвоено звание Героя Советского Союза. И почти в каждом бою рядом с ним был его друг Пётр Романов. За время Великой Отечественной войны Романов произвел 431 боевой вылет, сбил восемь фашистских самолетов лично и более 20 вместе с друзьями. Он награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, 16 медалями.
     В 1944 году его направили на Высшие офицерские курсы, затем он окончил академию. Служил Романов в Либаве, Кировабаде, затем в Новосибирске. В 1968 году ушел в запас в звании полковник. Работал и жил в Нальчике, вел большую воспитательную работу среди молодежи. Умер Пётр Данилович 11 сентября 1974 года в возрасте 52 лет: сказались война, ранения и невзгоды.
     Мы гордимся прославленными на всю страну асами-гвардейцами. Имена Сафонова, Сгибнева звучат уже много лет. Но воевали не одни они. Рядом с ними сражались с фашистской нечистью сотни воздушных бойцов. Пусть их боевые заслуги были скромнее, нежели яркие победы героев, но мы обязаны помнить о них и преклоняться перед их мужеством. Имена тех, кто ковал победу, никогда не сотрутся в памяти благодарных потомков. В том числе и имя летчика-истребителя Петра Романова.

Светлана Приходько, г. Жлобин

Дни и месяцы освобождения Беларуси. Сентябрь 1943 года 12 октября 2015
Музей, где надо поклониться… 23 сентября 2015