+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

Анатолий Евгеньевич Андреев

(к 100-летию со дня рождения)

     14 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Евгеньевича Андреева – Героя Социалистического Труда, одного из организаторов и руководителей партизанского движения в Витебской и Белостокской областях Беларуси.
     Родился Анатолий Евгеньевич в 1916 г. в г. Рогачеве Гомельской области. После окончания семи классов поступил в Оршанскую железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества. После ее окончания в 1933 г. Андреев работал в паровозном депо слесарем, затем помощником машиниста, а с 1935 г. – машинистом. Так в 19 лет он стал самым молодым машинистом Оршанского железнодорожного узла. Водил пассажирские и товарные поезда в Минск и Смоленск. В это же время произошло его знакомство с Константином Заслоновым, который в будущем станет партизанским командиром и боевым товарищем Андреева. Первой своей наградой – медалью «За трудовое отличие», Анатолий Евгеньевич был награжден еще в довоенном 1939 г.
     22 июня 1941 г. Андреев вел грузовой поезд на станцию Орша. Не доехав до Орши, поезд был экстренно остановлен на станции Толочин – началась война. Работая машинистом в прифронтовом районе, Анатолий Евгеньевич участвовал в перевозке войск и эвакуируемого имущества. В августе 1941 г. он прибыл в паровозное депо им. Ильича в Москве. Здесь уже находились К.С. Заслонов и другие товарищи-паровозники, эвакуированные из Орши. Теперь они водили поезда в направлении Вязьмы – к фронту. Но большинство оршанцев хотело лично сражаться с врагом. Константин Заслонов обратился с письмом в Наркомат путей сообщения с просьбой создать боевую группу железнодорожников для борьбы в тылу врага. Осенью 1941 г. была создана группа из 30 добровольцев во главе с Константином Заслоновым, которая направились через линию фронта в тыл противника. К месту назначения – Орше – добрались только 6 бойцов, в том числе и Анатолий Андреев, который был назначен К.С. Заслоновым заместителем начальника разведки. Так же как и Константин Заслонов, Анатолий Евгеньевич устроился работать в депо Оршанского железнодорожного узла по своей основной профессии. Благодаря довоенным связям, он организовал и возглавил подпольную группу, которая вошла в состав подпольной организации, действовавшей под руководством К.С. Заслонова. Своими действиями подпольщики затрудняли движение вражеских эшелонов, срывая тем самым планомерное снабжение гитлеровцев на фронте. Они применяли самодельные угольные мины, которые подкладывали в тендеры паровозов. Мины ничем не отличались от обычного угольного брикета, вместе с углем попадали в топку и при взрыве наносили серьезные повреждения паровозу. Это был эффективный метод борьбы с врагом. Только в разгар Московской битвы с декабря 1941 г. по февраль 1942 г. подпольщики пустили под откос 6 вражеских эшелонов, вывели из строя 170 паровозов, поворотный круг, водоснабжение всего узла, дизельную электростанцию. В феврале 1942 г., когда над группой нависла угроза разоблачения, заслоновцы ушли в лес. Так началась партизанская деятельность А.Е. Андреева. Он был назначен заместителем комиссара отряда, а затем комиссаром отряда «Дяди Кости» (К.С. Заслонова). Отряд быстро рос, партизаны рвались на боевые дела. Диверсии и боевые операции следовали одна за другой. В сентябре 1942 г. в составе объединенных отрядов вышли через линию фронта в расположение советских войск. В ноябре 1942 г. Андреев был отмечен первой боевой наградой – орденом Ленина.

Удостоверение на ткани А.Е. Андреева

     С декабря 1942 г. - по март 1943 г., находясь в распоряжении Белорусского штаба партизанского движения, А. Андреев занимался формированием, обучением и подготовкой парашютно-десантного партизанского отряда «Комсомол Белоруссии» для действий в тылу противника. Весной 1943 г. вместе с отрядом десантировался в тылу врага на территории Белостокской области. С ноября 1943 г. по август 1944 г. Анатолий Евгеньевич был командиром партизанского отряда «Комсомол Белоруссии» бригады им. К. Калиновского. За время действия отряда партизаны взорвали 33 вражеского эшелона (а это в общей сложности 4435 вагонов с живой силой, боеприпасами и другими военными грузами), подорвали тысячи рельсов, разбили и сожгли большое количество автомобилей и мотоциклов врага.
     В послевоенные годы Анатолий Евгеньевич Андреев находился на ответственных руководящих должностях. В 1963 г. был назначен министром автомобильного транспорта Белорусской ССР. В этой должности он проработал до выхода на пенсию в 1984 г.



Андреев Анатолий Евгеньевич.
Фото 1976 г.

 
     За заслуги в развитии автомобильного транспорта Белорусской ССР, активную общественную деятельность и большой личный вклад в организацию партизанского движения в годы Великой Отечественной войны Андрееву Анатолию Евгеньевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1976 г. присвоено звание Героя Социалистического Труда.
     Умер Анатолий Евгеньевич 26 марта 2005 г. на 89-м году жизни. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.
     В экспозиции Музея истории Великой Отечественной войны представлена фотография А.Е. Андрева, в фондах хранятся его документы.

 Научный сотрудник
отдела истории партизанского движения
И.В. Захаро 
Алексей Иннокентьевич Антонов, кавалер ордена «Победа» 22 сентября 2016
Герой Советского Союза Банов Иван Николаевич 23 августа 2016