+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

Всегда впереди! Летчик-испытатель дважды Герой Советского Союза Степан Павлович Супрун

2 августа 2017 г. исполняется 110 лет со дня рождения летчика-испытателя
дважды Героя Советского Союза
 Степана Павловича Супруна.

     В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранятся материалы о герое, среди которых автобиография, написанная Степаном Павловичем в 1933 г. Большой интерес представляют не только боевые достижения летчика в этот период, но и ранняя биография.

     Российская империя – Северная Америка – СССР.
     Родился Степан Супрун в 1907 г. в обычной крестьянской семье в селе Речки Сумского уезда Харьковской губернии (ныне Белопольский район Сумской области, Украина). Мать – домохозяйка, отец – рабочий. Постоянный голод и бедность вынудила отца выехать за границу. В 1910 г. Павел Михайлович отправился в поисках лучшей жизни в Америку, куда позже привез свою семью. Сначала он был чернорабочим, трактористом у фермеров в США, а в 1913 г. уехал в Канаду, где работал на паровозостроительном заводе слесарем. В 1919 г. Павел Михайлович стал организатором русской рабочей партии, которая позже превратилась в коммунистическую партию Канады, а его сыновья – Григорий, Степан и Федор стали членами Коммунистического союза молодежи. Окончив в 1922 г. восьмилетнюю школу в городе Виннипег, Степан отучился на токаря по металлу. Летом подрабатывал, продавая газеты.
 Степан Павлович с отцом и братьями. 1934 г.
 
     Несколько лет Павла Михайловича не покидала мысль о возвращении на родину. События, происходящие там, по ряду причин, не могли оставить равнодушными семью Супрунов. В письмах Михаил Савельевич – дед Степана, писал, что уже стар и что ему нужна помощь сына. Наконец, в 1925 г., получив разрешение через III Коминтерн, Павел Михайлович вместе с семьей отправился в Сибирь в село Вострово (ныне Волчихинский район Алтайского края). Совсем недолго прожили они на Алтае, в 1926 г. Супруны переехали в город Сумы.
     Первое время Степан Супрун работал в частной каретной мастерской в Белополье, затем в столярной мастерской в Сумах, был токарем на Сумском машиностроительном заводе и Союзе металлистов, также вел активную работу в комсомольской организации.
     «Я – самый бесстрашный? Тогда вы не знаете Супруна!» (Валерий Чкалов).
     В биографии Степан Павлович пишет: «Я еще в 1928 г. хотел добровольно вступить в Военно-морскую школу, но не был принят, потому что малограмотный на русском языке, в русскую школу не ходил. В 1929 г. был призван в Красную Армию в Смоленск в школу младших авиаспециалистов. В 1930 г. 3 февраля пошел учиться на пилота в 84-й тренировочный отряд, который тренировался в окружную школу пилотов». Окончив на отлично школу и получив звание военного пилота, Степан Супрун был откомандирован в 94-ю истребительную эскадрилью в Смоленск, затем служил в 91-й истребительной эскадрилье в Бобруйске, в 15-й истребительной эскадрилье в Брянске.
     То, что Степан Павлович был незаурядным, увлеченным и преданным своему делу человеком говорит и его аттестация от 18 июля 1931 г.: «Человек сильной воли. Настойчив. Живой до того, что приходится иногда одергивать. Любит летное дело. Будет в будущем неплохой летчик. Аккуратен, исполнителен, правдив. В части следует за ним следить в смысле его бравирований в воздухе, т.е. перед каждым полетом читать ему нотации, в смысле выполнения полетов, не увлекаясь последними. Любит вступать в пререкания, но со здоровыми рассуждениями».
     Степан Павлович всегда был верен себе и своим принципам, справедлив, честен. За свою прямоту, судя по его автобиографии, не раз получал выговоры, в том числе и за крепкое словцо: «Имею два выговора по партийной линии, один за антипартийную выдержку и второй за воздушный бой без разрешения. Два наряда за то, что летал вверх колесами без разрешения и трое суток ареста за то, что ругался матом на старте».
     Однако все эти изыскания и выговоры были несравнимы с тем перечнем благодарностей и наград, которые дипломированный летчик-испытатель заслуженно получил еще до начала войны. Его мастерством восторгались самые известные асы летного дела Советского Союза.
     Еще в 1933 г. после инспекторской проверки С.П. Супруну предложили стать летчиком-испытателем при Научно-испытательном институте ВВС РККА, находящийся на аэродроме вблизи города Щелково Московской области. О более высокой оценке его мастерства он не мог и мечтать. Он согласился без промедления и с еще большей ответственностью и усердием подошел к делу. Работал много, все свои силы посвятил любимому делу. Испытания постоянно усложнялись, некоторые из них проводились впервые в мире, например, практиковались испытания на истребителе, который взлетал прямо во время полета воздушного авианосца. Такие испытания были опасны и требовали исключительной подготовки, но Степан Павлович всегда показывал высший уровень мастерства.
     Очень известны невообразимые полеты Супруна во время проведения авиационных парадов в Тушине и в Москве, где зрители наблюдали целые представления в исполнении летчиков-асов. Так одно из показательных выступлений называлось «Инструктор с учеником». Начинался он с головокружительных фигур, которые проделывал самолет у самой земли, едва не касаясь ее крылом, затем маневр сменялся на стремительный подъем в высоту, где снова происходили невероятные и шокирующие повороты. Летчик имитировал уже неопытного ученика-пилота: самолет резко терял скорость, падал на крыло, будто проваливался, ударяясь колесами о взлетную полосу, и снова взлетал.
С.П. Супрун у самолета.
     Тогда мало кто из обычных граждан знал имя выдающегося аса пилотирования, он был военным летчиком, который, безусловно, имел огромный авторитет в военных кругах. С ним считались ведущие авиационные конструкторы Советского Союза. Большую помощь Степан Павлович оказал А.И. Микояну, став ведущим летчиком-испытателем самолета Миг-3. Совместными усилиями с авиаконструктором А.С. Яковлевым работал над совершенствованием машины Як-1.
     С.П. Супрун испытал большое количество советских самолетов, в том числе И-180, во время первого испытания которого погиб его друг – мастер высшего пилотажа Валерий Чкалов. В свете этих трагических событий Степан Павлович написал письмо наркому Ворошилову: «К XVIII съезду нашей партии выходит второй экземпляр самолета И-180, на котором погиб лучший летчик нашей Родины Валерий Чкалов. На первом экземпляре этого самолета должны были проводить испытания: Чкалов – заводские и я государственные. Сейчас же люди боятся доверить мне провести испытания и первым вылететь на этом самолете только лишь потому, что я депутат Верховного Совета Союза ССР. Тов. народный комиссар! Мне сейчас стало исключительно тяжело работать все начальство в целях страховки... всяческими способами старается меня оттеснить в сторону, лишь бы я только не летал. Все это в корне неверно и крайне мне обидно. По-моему, Вы лично знаете, как я летаю на скоростном самолете за десять лет летной работы я не имел ни одной аварии, не разбил ни одного самолета...». Полет на И-180 был разрешен.
С.П. Супрун среди летчиков-испытателей. Саки, 1938 г.
     Приобретение боевого опыта.
     Свое мастерство, отвагу и изобретательность Степан Павлович подтвердил во время национально-освободительной войны в Китае, где руководил группой истребителей-добровольцев. Летчики прикрывали важнейшие объекты от налетов японской авиации. Количественному превосходству врага он противопоставил высокое летное мастерство, умение до конца использовать огонь и маневренность своих машин. По инициативе С.П. Супруна на истребители начали ставить крупнокалиберные пулеметы – скоро огневую мощь самолетов ощутили японские пилоты. 20 мая 1940 г. за мужество и героизм, проявленные в боях, Степан Павлович Супрун удостоен звания Героя Советского Союза.
     Советский летчик-ас испытывал не только отечественные самолеты. Весной 1940 г. в составе советской комиссии по закупке самолетов он побывал на многих авиационных заводах в Германии и даже облетал Ме-109 и Хе-100. Конструктор Эрнст Хейнкель был обескуражен полетом, описав его в своих мемуарах так: «Перед первым полетом на Хе-100, на самом скоростном из всех самолетов, на которых он когда-либо летал, Супрун имел десятиминутную консультацию с одним из моих лучших испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять ее по небу, выполняя такие фигуры, что мои летчики почти онемели от удивления». Позже самолеты Ме-109, Хе-100 и Ju-88 были закуплены Советским Союзом, и их испытания С.П. Супрун проводил уже на родине.
     «Приложу все свои силы, чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские летчики».
     В мае 1941 г. Степан Павлович приступил к полетам на модернизированном истребителе Як-1М. Не успели закончиться испытания, как началась Великая Отечественная война. Его окончательное решение на третий день войны об испытании этой машины: «Необходимо срочно запустить самолет в серию» – было важным и своевременным. Впоследствии Як-1 стал одним из лучших истребителей Великой Отечественной войны. На следующий день после начала войны Степан Павлович обратился к наркому обороны с просьбой разрешить формирование добровольческого истребительного авиаполка из летчиков-испытателей. Ответ был положительный. Сформировали шесть полков особого назначения. Подполковник С.П. Супрун был назначен командиром 401-го истребительного авиаполка особого назначения и получил приказ перебазироваться в Беларусь. 30 июня 1941 г. он написал первое и последнее фронтовое письмо своим родным: «Дорогие родные! Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков Орлов. Приложу все свои силы, чтоб доказать фашистской сволочи, на что способны советские летчики. Вас прошу не беспокоиться. Целую всех. Стёпа».
Письмо родным от 30 июня 1941 г.

     Не успел полк приземлиться на лесной аэродром и заправить машины, как в воздухе появился немецкий разведчик. Степан Павлович быстро сел на Миг-3 и взлетел в воздух, практически сходу сбил неприятеля. Вражеские самолеты ощущали господство в небе и летали на низких высотах, эту привычку отбили у них летчики 401-го истребительного авиаполка, когда загнали их на высоту. Одним из первых подполковник С.П. Супрун доказал, что врага, даже превосходящего числом, можно бить на всех высотах и побеждать. Мастер воздушного боя развивал новые приемы его ведения, изучал тактику немецких летчиков. Гитлеровские самолеты обычно летали двумя ярусами. Летчики верхнего – более опытные, руководили боем и прикрывали нижний ярус. Следуя из этого, два подразделения летчиков Супруна атаковали сразу оба яруса: первые сковывали верхний и вели с ним бой, не давая вести прикрытие, вторые расправлялись с нижней группой. Степан Павлович атаковал противника и в ночных боях, подлетал незаметно и неожиданно разбивал его с малых дистанций.
     Привычкой летчика-аса был полет с отрывом от своих По мнению некоторых исследователей, возможно именно этот факт и предопределил его судьбу. Об этом вспоминал его боевой товарищ Валентин Хомяков – летчик-испытатель, участник войны в Испании, который командовал первой эскадрильей полка. Дело в том, что в начале Великой Отечественной войны не было единого мнения о месте командира в воздушном бою. Одни, как С.П. Супрун, ссылаясь на опыт в Китае, считали, что командир должен находиться в стороне от основной группы своих самолетов и по радио управлять действиями подчиненных. Другие, в их числе В.И. Хомяков, опирались на испанский опыт. Он считал, что немцы в первую очередь атакуют одиночные или отставшие от групп самолеты. В.И. Хомяков вспоминал: «На эту тему мы крепко спорили со Степаном Павловичем. Но он твердо держался своего мнения. Всегда взлетал первым, уходил вперед километров на тридцать, при возвращении держался в стороне…»
     Роковой день в судьбе командира полка настал 4 июля 1941 г. Выполнив задание по уничтожению переправы на Березине, он приказал эскадрильи возвращаться на аэродром, а сам, как всегда, остался провести разведку. Из ниоткуда появилось шесть мессершмитов и атаковали летчика, в неравном бою он успел сбить одну машину врага, но его собственный самолет также был подбит. Советский летчик-испытатель Степан Павлович Супрун погиб, показав пример бесстрашия и самоотверженности. Обломки самолета и останки летчика были обнаружены около деревни Монастыри Толочинского района Витебской области. Была найдена его медаль «Золотая Звезда». 22 июля 1941 г. за мужество и героизм Степан Павлович Супрун был удостоен звания дважды Героя Советского Союза посмертно.
     «Незаменим» – таковой была характеристика в аттестации летчика-испытателя еще до войны. Имя отважного летчика-аса Степана Супруна навсегда вошло в историю советской авиации. Именем Степана Павловича Супруна названы улицы в Сумах, Москве, Борисове, Витебске, Толочине, селе Речки и других населенных пунктах, установлен бронзовый бюст в Сумах, мемориальные доски, его имя носят школы.
     Память о герое хранится и в нашем музее. В экспозиции представлены материалы С.П. Супруна, в фондах хранятся документы и фотографии.

 Научный сотрудник отдела военно-фронтовой истории
                                     Е.В. Новицкая
Пономаренко Пантелеймон Кондратьевич 8 августа 2017
Легендарный партизанский комбриг Илья Павлович Кожар 27 июля 2017