+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

Я победила!

Из биографии

     Зинаида Михайловна Туснолобова–Марченко (23.11.1920 — 20.05.1980) родилась на хуторе Шевцово ныне Россонского района Витебской области в семье крестьянина. В 30–е годы вместе с семьей выехала в Сибирь. В годы Великой Отечественной войны — санитарка 849–го стрелкового полка, участница боев за Воронеж. После войны жила в Полоцке. Награждена орденом Красной Звезды, орденом Красного Знамени, в 1957 году удостоена звания Героя Советского Союза, в 1965–м получила медаль имени Флоренс Найтингейл.

 

Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко

 

Санитарка 849-го стрелкового полка. 1942 г.

 
23 июня 1941 года. Ленинск-Кузнецкий
 
     Лаборант–химик треста «Ленинскуголь» Зинаида Туснолобова явилась в военкомат города Ленинск–Кузнецкий Кемеровской области с просьбой отправить ее на фронт. Но Зине, как и ее подругам, отказали из–за отсутствия военных специальностей. Это подвигло девушек отправиться на краткосрочные курсы медицинских сестер. И в апреле 1942 года санитарку Зинаиду Туснолобову уже призвали в действующую армию — на Воронежский фронт в 849–й стрелковый полк 303–й стрелковой дивизии.
 
Бой под Воронежем
 
     Июль 1942 года. «Наши части находились в непрерывных боях. Мои друзья по оружию стойко сражались, несмотря на массу трудностей, которые мы испытывали. Участок, занятый дивизией, оказался абсолютно ровной, открытой местностью, что очень затрудняло подвоз боеприпасов и продовольствия, к тому же неимоверная жара утомляла бойцов...» — вспоминала свое  боевое крещение Зинаида Михайловна. Но юная медсестра мужественно переносила все испытания и уже за первые три дня вынесла с поля боя 40 раненых бойцов. А за восемь месяцев — 123 человека, за что удостоилась ордена Красной Звезды и получила звание старшины медицинской службы.

Экипаж самолета «За Зину Туснолобову» — Герой Советского Союза старший лейтенант П.Андреев и стрелок старшина Н.Мощенских.
 
Станция Горшечное
 
     25 января 1943 года части Красной Армии освободили от оккупантов Воронеж, и дивизия, где служила З.Туснолобова, начала тяжелое продвижение в Курскую область.
 
     В начале февраля части дивизии сдерживали наступление гитлеровцев на станцию Горшечное Курской области. Железнодорожное полотно превратилось в границу, разделявшую две силы. Враг стремился захватить станцию и буквально поливал артиллерийским и минометным огнем ряды советских воинов. И Зина Туснолобова снова спасала раненых солдат и офицеров — выносила с поля боя, оказывала первую медицинскую помощь. В это время ей сообщили, что ранен командир взвода, и она как всегда бросилась вперед — спасать, но сама оказалась ранена в обе ноги. И все же, превозмогая сильнейшую боль, на руках доползла до командира, но он уже скончался. Теряя сознание, Зина старалась двигаться в сторону своих, но силы закончились... В это время гитлеровцы пошли в контратаку, и частям дивизии пришлось отступить. Зина осталась лежать среди погибших товарищей. Во время затишья враги осматривали место боя и добивали раненых красноармейцев. Зина притворилась мертвой. Один из фашистов подошел и к ней: осмотрев карманы, ударил девушку ногой в живот, потом прикладом — по голове, лицу...
 
     Очнулась Зинаида на вторые сутки, с трудом понимая, где находится и что с ней произошло. Попыталась подняться — не получилось. Она... примерзла к земле. Без возможности двигаться, понимая свою беспомощность, Зина уже не надеялась на спасение. Но, находясь в полубессознательном состоянии, вдруг услышала  приближающиеся шаги. Это наши разведчики возвращались с задания. «Когда стала ясно различать родную речь, я, насколько хватило сил, позвала на помощь. Меня подняли и донесли до станции Горшечное, где оказали первую медицинскую помощь. Только здесь узнала, что руки мои обморожены, валенки, набухшие от крови, примерзли к ногам, кожа на голове и лице разорвана...»
 

 

Зинаида в госпитале.

Как закалялась сталь
 
С сильными обморожениями Зину отправили в полевой госпиталь. Там из–за развившейся гангрены ей ампутировали правую руку. Затем в течение полутора месяцев — еще одну руку и ногу, после чего отправили в тыл. На станции Вад пришлось сделать очередную операцию — по ампутации левой ноги. В 23 года Зина Туснолобова осталась без рук и без ног...
 
В Свердловске она перенесла еще три операции. Невыносимые физические и моральные муки пришлось пережить этой мужественной девушке. Но, превозмогая отчаяние, она искала в себе силы жить. И помогала ей прочитанная, во второй раз, в Свердловске книга Николая Островского «Как закалялась сталь», которая вселяла надежду и настраивала на борьбу.
 
Отомстите за меня
 
Когда состояние Зинаиды Туснолобовой стабилизировалось и улучшилось, к ней в госпиталь приезжали рабочие оборонных заводов, люди, узнавшие о Зине из газет, чтобы выразить свое восхищение, пожелать сил и крепости духа. У Зины появилось много друзей и почитателей. А на фронт с Урала отправились пять танков имени Зины Туснолобовой. 
 
Во время пребывания в Москве в Институте протезирования Зинаида Михайловна получала множество писем и на все давала ответы. Прочитав однажды письмо майора Корзинкина, сообщавшего о прохождении 1–го Прибалтийского фронта в районе Полоцка, Зина обратилась к воинам фронта с открытым письмом–призывом:
 
«Отомстите за меня! Отомстите за мой родной Полоцк!
 
Пусть это письмо дойдет до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего — счастья, здоровья, молодости. Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке. У меня теперь нет ни рук, ни ног. Это сделали фашисты...»
 
На пронзительные строки письма откликнулось несколько тысяч бойцов, на бортах многих советских танков, самолетов, на орудиях стали появляться надписи «За Зину Туснолобову!».
 
 



Жизнь с отличием
 
     После двухгодичного пребывания в госпиталях в январе 1945 года Зина Туснолобова была готова к выписке, чтобы начать жизнь с чистого листа. С помощью протезов она снова научилась ходить. И вскоре Зинаида вернулась на родину, в Полоцк. Зинаида Туснолобова с поразительным мужеством и высочайшим достоинством преодолела все выпавшие на ее долю жестокие испытания и страдания. И вместе с мужем Иосифом Петровичем Марченко, тоже участником Великой Отечественной войны, сумела построить свою мирную жизнь, вырастить двоих детей.
 
     В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны некоторая часть экспозиции посвящена фронтовым медикам. Там представлен и фотопортрет Героя Советского Союза З.Туснолобовой–Марченко, рассказ о судьбе которой никогда не оставляет равнодушными как юных, так и взрослых участников экскурсий. В родном Полоцке открыт музей–квартира героини, именем Зинаиды Туснолобовой–Марченко названы одна из улиц города и Полоцкий медицинский колледж.

Фрагмент экспозиции, посвященный фронтовой медицине
 

КСТАТИ
 
     О подвиге длиной в жизнь Зинаиды Туснолобовой–Марченко расскажет новая серия документального проекта «Обратный отсчет» на телеканале ОНТ 23 ноября. К съемкам авторы проекта привлекли не только консультанта–историка и участников тех событий, но и детей Зинаиды — сына Владимира и дочь Нину.
 
Екатерина НОВИЦКАЯ,
научный сотрудник отдела военно-фронтовой истории
Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, Минск.
 

Владимир Марченко: Она была мудрой матерью
 
Из интервью сына Зинаиды Михайловны порталу TUT.BY, май 2015 года:

 
— Я не замечал, что мама инвалид. Не обращал внимания ни на ее увечье, ни на шрамы. Маму же любят не за красоту. Кстати, она могла нас с сестрой и нянчить, и взять на руки, как любая женщина. Даже нитку вдевать в иголку мама научилась. Шила, штопала. Могла на протезах нагнуться и помыть пол. Топила печку. Мы с сестрой по дому помогали — картошку почистить, постирать. Приходили на выручку и соседи. Вести хозяйство помогала и бабушка Татьяна Николаевна — мамина мама. Многое, само собой, лежало на отце. Многое она могла. Правая рука была ампутирована выше локтя. Но на остаток руки мама зубами надевала резиновую манжетку с авторучкой. Так и вела свою обширную переписку. Палочкой набирала номера на телефоне. На левой руке московский хирург Николай Соколов разделил лучевые кости и обшил их кожей. Вышло два пальца. Мама брала ими вещи, причесывалась, умывалась и так далее. Протезы для ног Соколов сделал эксклюзивные. Правда, их хватало на 4 — 5 лет, потом надо было ездить в Москву — менять.
 
— Отец — кадровый военный. Перед войной оказался в Ленинске–Кузнецком. Там познакомился с мамой. Родители поженились после войны в 1946 году. Отец трогательно о маме заботился: увидит первый цветок или ягоду — ей несет. Думаю, мама всегда чувствовала себя любимой. Отец тоже был инвалидом. В 1944–м получил тяжелое ранение в ногу. Лечился в госпитале в Крыму. Поправился, демобилизовался и сразу поехал к матери. Их встреча произошла в Ленинске–Кузнецком, куда мама вернулась после всех операций и протезирования. А в 1947 году родители перебрались из Сибири в Беларусь.

Зинаида Туснолобова-Марченко с мужем Иосифом, сыном Владимиром и дочерью Ниной.
 
     — Народ к маме шел и шел. Она помогала найти жилье, устроить ребенка в детсад, достать лекарства, привезти дров... Постоянно выступала в военных частях, школах, на предприятиях. Общественная нагрузка на ней лежала неимоверная. А письма приходили пачками! Их можно было отправлять без адреса. Просто: Беларусь, Зинаиде Туснолобовой–Марченко.
 
     — От отца и матери я учился трудолюбию, жизнелюбию, честности. Кстати, мог не пойти в армию: оба родителя инвалиды. Но мать настояла — дисциплины ради, в сердцах собиралась даже отправить в морфлот. Но потом пожалела, все же там служили три года. Повестка мне пришла в ракетные войска. После армии я стал более ответственным человеком. Она была мудрой матерью. И я ей за это очень благодарен.
 

Советская Белоруссия № 225 (24855). Пятница, 20 ноября 2015

Дата публикации: 20:04:11 19.11.2015

Поле под Могилёвом 30 ноября 2015
Помним, гордимся, чтим 23 ноября 2015