+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

Витебские «ворота» в судьбе и экспозиции Музея

 

      10 февраля 2017 г. исполняется 75 лет со дня образования Витебских (Суражских) «ворот», сыгравших важную роль в активизации партизанской борьбы на оккупированной территории Беларуси и судьбе Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны

 
     Контрнаступление советских войск под Москвой, начавшееся 5 декабря 1941 г., поставило окончательную точку в молниеносной войне гитлеровской Германии и ее сателлитов против Советского Союза. Провал блицкрига и переход войны в новую фазу, в которой резко возрастала роль экономики и людских ресурсов, означали неотвратимость поражения агрессоров. За исходом Московской битвы пристально следили в Токио, Лондоне и Вашингтоне. Как известно, Япония предпочла соблюдать условия советско-японского договора о нейтралитете от 25.04.1941, а Великобритания и США вместе с СССР составили основу антигитлеровской коалиции и будущих объединенных наций.
     Но это, так сказать, – внешний информационный аспект. Не менее важные перемены произошли в сознании населения оккупированных территорий. И они не остались незамеченными врагом. Начальник тыла 4‑й германской армии сообщал: «Положение в тылу армии претерпело коренное изменение… Русское население больше не верит в нашу мощь. Они видят, что с нами происходит, а о том, чего они не видят, они узнают благодаря прекрасно организованной сети советских агентов… В настоящее время партизанам намного легче, чем прошлым летом, находить сторонников, переманивать на свою сторону колеблющихся и вынуждать тех, кто опасается возвращения большевиков, поддерживать их».
     В результате Торопецко-Холмской операции, успешно проведенной войсками 3‑й и 4‑й ударных армий в конце января – начале февраля 1942 г., сложились благоприятные условия для активизации партизанского движения на оккупированной территории Беларуси. На стыке немецких групп армий «Север» и «Центр» между населенными пунктами Усвяты и Велиж образовался 40‑километровый разрыв, вошедший в историю как Витебские (Суражские) «ворота».
     Ряд партизанских отрядов и групп, практически свернувших деятельность в результате понесенных потерь, в январе 1942 г. возобновили активные боевые действия. В их числе отряды М.Ф. Шмырева (батька Минай) и М.И. Дьячкова, ставшие организационным ядром развернувшихся в апреле – мае 1942 г. 1‑й и 2‑й белорусских партизанских бригад. Силами этих формирований совместно с частями 4‑й ударной армии в течение полугода обеспечивалась оборона «ворот».
     Изменение военно-политической обстановки создало предпосылки к восстановлению законной власти на оккупированных территориях. В начале февраля под контролем белорусских партизан оказалось девять сельсоветов Суражского района, Николаевский сельский совет Витебского района и семь сельсоветов Меховского района. Так была создана первая в Витебской области партизанская зона площадью свыше 1600 квадратных километров.
     На территории Суражско-Городокского партизанского края возобновили свою деятельность сельские советы и колхозы. Из деревень партизанского края на советскую территорию было отправлено 1600 тонн хлеба, около 10 тысяч тонн картофеля и другого продовольствия, от 2 до 4 тысяч лошадей, 6 тысяч голов крупного рогатого скота. Свыше 25 тысяч местных мужчин было мобилизовано в Красную Армию. Партизанские отряды и группы получили уникальную возможность по выходу в тыл для переформирования, пополнения сил и средств, вывозу раненых. С оккупированной территории было эвакуировано около 200 тысяч жителей. К примеру, из Суражского района по решению правительства БССР было эвакуировано 150 семей партизан. Мера правильная, если вспомнить, что гитлеровцы сделали с детьми батьки Миная: четверых детей партизанского командира – Лизу (14 лет), Сережу (10 лет), Зину (7 лет), Мишу (3 года) –нацистские палачи в октябре 1941 г. сначала взяли в заложники, а в феврале 1942 г. расстреляли.
     Просчитались. Ставка на террор и страх не дала желаемых результатов. В 1943 г. на оккупированной территории Белорусской ССР насчитывалось уже около 20 партизанских зон с проживавшим там многочисленным населением. Почти 60 % территории находилось под контролем партизан.
Напольная карта БССР. 1943 г.
     Витебские «ворота» в течение февраля – сентября 1942 г. служили связующей артерией между Большой землей и оккупированной территорией БССР. Благодаря их существованию стало возможным установление связи с подпольными организациями и партизанскими отрядами. Соответствующее постановление ЦК КП(б)Б принял 31 января 1942 г. и 20 марта была создана Северо-Западная оперативная группа во главе с секретарем ЦК КП(б)Б Г.Б. Эйдиновым. С момента формирования и до конца сентября 1942 г. группа направила на оккупированную территорию Беларуси более 20 отрядов, 102 организаторские и 62 диверсионные группы.
 
Лыжи С.К. Щетнева; нагайка И.В. Жохова, знамя 1-й Белорусской бригады в витрине зала №7
 
     В зимнее время года основным средством передвижения были лыжи. В экспозиции Музея (зал № 7) находятся лыжи, принадлежавшие командиру отделения чекистского спецотряда «Боевой» С.К. Щетневу. Десятки километров на лыжах прошли бойцы отряда НКГБ СССР «Местные» С.А. Ваупшасова, НКГБ БССР «Игорь» А.М. Рабцевича и А.С. Горячева. Другие, как отряд Н.А. Решетникова (впоследствии командир бригады «Гроза»), проделали весь путь пешим порядком. Но самое большее удивление у местных жителей вызвало появление кавалерийского партизанского отряда А.К. Флегонтова. Выражаясь современным языком, – это был сильный информационно-пропагандистский шаг. К слову, рядом с лыжами Щетнева экспонируется нагайка И.В. Жохова, сменившего Флегонтова на посту командира отряда в октябре 1942 г.
Н.А. Решетников – командир отряда, командир партизанской бригады “Гроза”
Фото из БГМИВОВ

Кавалеристы-партизаны отряда А.К. Флегонтова на марше

Бойцы и командиры отряда “Боевой” В.Л. Неклюдова

     Роль Витебских «ворот» отмечал в своей книге «Партизанская война» профессор Висконсинского университета (США) Джон Армстронг: «Витебский коридор, как его стали называть, обеспечивал партизанам, действовавших в районе Велиж – Витебск – Невель, возможность получения оружия и боеприпасов и передвижения через линию фронта в обоих направлениях».
     Заметим, не только оружия и боеприпасов. Как здесь не вспомнить слова, произнесенные заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров В.М. Молотовым по радио и опубликованные, в том числе и в газете «Советская Белоруссия» 23 июня 1941 г.: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!».
     Действительно, вера в победу была велика. Другими словами не объяснить, почему в тяжелейших условиях в разгар Московской битвы в декабре 1941 г. при Президиуме Академии наук СССР начала действовать Комиссия по истории Великой Отечественной войны. А спустя полгода 2 июня 1942 г. по решению ЦК КП(б)Б была создана Республиканская комиссия по сбору документов и материалов Отечественной войны.
     И вновь Витебские «ворота» сыграли свою положительную роль, «создав» благоприятные условия для работы по сбору документов и материалов на оккупированной территории Беларуси. После закрытия «ворот» противником в конце сентября 1942 г. основная нагрузка по доставке материалов легла на «партизанскую» авиацию. Результатом шестимесячной работы Комиссии стала выставка «Белоруссия живет, Белоруссия борется, Белоруссия была и будет советской», открывшаяся в помещении Государственного исторического музея на Красной площади в первых числах ноября 1942 г. На ней были представлены 313 экспонатов, доставленных с оккупированной территории Беларуси. В это время войска Красной Армии вели кровопролитные оборонительные бои под Сталинградом. Позже выставка «стала» свидетелем разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге, в боях за Днепр. А эти битвы и сражения, как и многие другие, нашли свое отражение в экспозиции Музея.
     К 30 сентября 1943 г., когда ЦК КП(б)Б постановил создать Музей по истории борьбы белорусского народа с немецко-фашистскими оккупантами в Великую Отечественную войну, уже был освобожден первый районный центр БССР – городской поселок Комарин.
 Валерий Надтачаев
Ученый секретарь Белорусского государственного
музея истории Великой Отечественной войны.

Пароль - «Борис Лунц» 8 февраля 2017
Партизанские легенды Беларуси 13 января 2017