+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

История одного предмета - Фотография военных лет

В фондах музея хранится сюжетное фото, где за операторской работой запечатлена Мария Ивановна Сухова. В апреле 1952 г. его передал Герой Советского Союза Владимир Елисеевич Лобанок, бывший руководитель партизанских формирований Полоцко-Лепельской партизанской зоны Витебской области.

 Фото 1.jpg


Мария Ивановна Сухова в тылу врага. 1944 г.

Мария Ивановна Сухова была одной из первых женщин кинооператоров в СССР, и судьба ее сама по себе очень кинематографична.

Родилась в 1905 г. в Москве. В 1925–1927 гг. работала штамповщицей в механической мастерской. В 1927–1928 гг. – помощник лаборанта в кустарной косметической лаборатории. В 1928–1930 гг. училась на курсах кройки и шитья, работала уборщицей. С августа 1930 г. – намотчица кинопленки на Московской фабрике «Культурфильм». На Московской кинофабрике «Союзкино» стала работать проявщицей кинопленки, контролером ОТК, а с 1934 г. – ассистентом оператора, с 1935-го – оператором.

В 1936 г. Марии Суховой посчастливилось снимать первый женский автопробег в честь Сталинской конституции, это была ее первая самостоятельная операторская работа.

Во время Великой Отечественной войны, с октября 1941 г., она была включена в киногруппу Западного фронта. 7 ноября 1941 г. снимала парад Красной Армии на Красной площади в Москве. Она зафиксировала на кинопленку, как город готовился к обороне, как колонны пехотинцев уходили с Красной площади сразу на фронт.

Мария Сухова не раз переходила линию фронта, бывала во вражеском тылу. В конце 1942 г. она летала в партизанские отряды Беларуси.

В своей докладной записке комиссар партизанской бригады «Железняк» Степан Степанович Манкович писал о съемочной работе Марии Ивановны Суховой:

«Во время нашей работы все время наблюдаю, как Маша вносит предложения, поправки… Деловито подходит к оформлению, чтобы это получилось, как оно было в самом деле…

…начинают каждый день появляться фрицевские самолеты, начинают изредка поплевывать, иногда Машу предупреждаю не высовываться, а она наоборот, пониже говорит «мне нужно» и начинает их визировать…

Должен сказать, Маша смелый боевой товарищ, в любой обстановке. В бригаде, которую Маша за короткое время постаралась объехать, побеседовать с бойцами, у последних осталось хорошее впечатление. Таких и необходимо засылать в тыл врага».

Она сняла несколько ярких эпизодов, которые вошли в фильм «Народные мстители». Мария Ивановна вела рассказ о зверствах гитлеровцев на оккупированной территории, о сопротивлении народа. Она показывала, как взлетают на воздух, скатываются под откос вражеские эшелоны, горят штабы и комендатуры, как народные мстители казнят фашистов и их пособников. Она жила, как и все партизаны: ходила в разведку, участвовала в боевых операциях, попадала и выбиралась из окружения. Только отличало ее от товарищей то, что кроме боевого оружия, были у нее еще и тяжелая съемочная камера и кассетник.

С 28 ноября по 1 декабря 1943 г. с группой советских кинематографистов Мария Сухова снимала в Тегеране конференцию руководителей трех союзных государств антигитлеровской коалиции.

Центральная студия документальных фильмов задумала создать фильм «Освобождение Белоруссии». И в декабре 1943 г. специально для работы над будущим кинофильмом Мария Ивановна вновь была переброшена через линию фронта. В свою вторую и последнюю командировку она отправилась с Оттилией Рейзман, вместе с которой начинала свою операторскую карьеру.

Самолет приземлился в расположении партизанской бригады «Железняк» Минской области близ Бегомля. Кинооператоры сразу попали в горячую точку партизанских сражений. Всего в полутора километрах шли бои с карателями – пришлось снимать бои и налеты вражеской авиации, держа наготове боевое оружие.

Оттуда женщины пешком около 80 километров пробирались в Полоцко-Лепельскую партизанскую зону Витебской области. С декабря 1943 по апрель 1944 г. штаб Полоцко-Лепельского партизанского соединения находился в Ушачах.

Весной 1944 г. для ликвидации партизанских формирований зоны гитлеровцами была разработана карательная операция «Весенний праздник». 25 дней велись кровопролитные бои, кольцо блокады сужалось. 30 апреля 1944 г. партизаны оставили Ушачи, а в ночь на 5 мая 1944 г. осуществили прорыв. Около 15 тысяч мирных жителей были выведены из окружения. В эту ночь погибла Мария Сухова. Она получила смертельное ранение в живот, но успела передать камеру и кассету партизанам.

Кадры, снятые Марией Ивановной, использовались в картине «Освобождение Белоруссии» и в 20-серийной киноэпопее «Великая Отечественная».

В 1974 г., в ознаменование подвига партизан Полоцко-Лепельской партизанской зоны, был торжественно открыт мемориальный комплекс «Прорыв». На плите выбита надпись: «…Их было 17 195 против 60 тысяч. Мужество народа победило. Смерть стала бессмертием».

На открытие мемориала в Ушачах приехали фронтовые операторы Семён Школьников и Оттилия Рейзман. Им удалось выйти из окружения в тот страшный день. На одной из мемориальных плит выбито имя их погибшей подруги. Сталинскую премию 2-й степени Марии Суховой присвоили посмертно. Это была награда за съемки фильма «Народные мстители».

Ведущий научный сотрудник отдела учёта фондов - И.Н. Зенько
Приглашаем провести школьные каникулы в Музее 22 марта 2024
ОТКРЫТИЕ ВРЕМЕННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ «ОСВОБОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ» 26 марта 2024