+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

22 июня – день всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны

На рассвете 22 июня 1941 г., вероломно нарушив договор о ненападении, фашистская Германия начала войну против Советского Союза. На территорию Беларуси наступала самая крупная группировка войск – группа армий «Центр», количественный состав которой насчитывал 50 дивизий, укомплектованных по штату военного времени (из них 15 танковых), или около 1 млн солдат и офицеров, 2 тыс. танков и штурмовых пушек, 1,6 тыс. боевых самолетов. С первого дня войны Беларусь стала ареной наиболее тяжелых и ожесточенных боев. С первых шагов по белорусской земле немецкие войска ощутили на себе мощь сопротивления противника.

Героические и трагические события, которые ознаменовал этот день, нашли свое отражение в творчестве многих белорусских художников. Среди них участники Великой Отечественной войны, сражавшиеся в рядах Красной армии и партизанских формированиях – Виктор Александрович Громыко, Евгений Алексеевич Зайцев, Николай Иванович Кондратьев, Сергей Григорьевич Романов, Владимир Федорович Соколов, Михаил Матвеевич Филиппович, Леонид Дмитриевич Щемелев, дети войны – Леонид Федорович Левченко, Владимир Маркович Пасюкевич, Георгий Георгиевич Поплавский, Петр Владимирович Свентоховский и др.

В виртуальной выставке представлены 12 произведений из собрания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны (БГМИВОВ) и 18 из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь (НХМ РБ), в которых тема начала Великой Отечественной войны нашла многогранное отражение.

КП 57201.jpg

Евгений Алексеевич Зайцев (1908–1992)
Оборона Брестской крепости. 1950
Холст, масло. 212 х 378
БГМИВОВ

Мужество и героизм советских людей в первые часы войны нашли свое отражение в живописном полотне Е.А. Зайцева «Оборона Брестской крепости». Военнослужащие, женщины и дети проявили исключительную волю и отвагу, отражая атаки врага, мужественно переносили все тяготы и лишения.

121.jpg

Евгений Алексеевич Зайцев (1908–1992)
Стоять насмерть. 1948
Холст, масло. 200,5 х 251,5
НХМ РБ

Ещё одна работа Е.А. Зайцева «Стоять насмерть» из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь посвящается обороне Брестской крепости, только здесь нашли отражение мужество солдат, их жертвенность в защите своего Отечества. Ценой собственной жизни велась оборона границ Советского Союза, и память о подвиге простого солдата стала темой живописных работ многих белорусских художников. Изображается момент готовности солдат взорвать себя вместе с врагом на поле боя.

122.jpg

Иван Осипович Ахремчик (1903–1971)
Защитники Брестской крепости. 1957–1958
Холст, масло. 265,5 х 209
НХМ РБ

Эта же тема оборона Брестской крепости эпически и драматически прозвучала и в монументальном полотне И.О. Ахремчика «Защитники Брестской крепости» из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь. Картина построена как репортаж с места сражений. Зритель является прямым свидетелем того, в каких условиях проходила оборона крепости в начале войны.

123.jpg

Павел Павлович Погодин (1916–1983)
Спасение знамени. 1961
Холст, масло. 130,2 х 110,3
НХМ РБ

Несколько другой ракурс этих событий отражается в живописи Павла Павловича Погодина «Спасение знамени». Солдаты, защищавшие Брестскую крепость, считали своим долгом и сохранение красного знамени полка. Это символ непобедимости и верности Родине.

124.jpg

Федор Федорович Зильберт (1917–1986)
Умрем, но из крепости не уйдем! 1957
Алюминий. 68 х 40 х 27
НХМ РБ

В скульптурной композиции Ф.Ф. Зильберта отражается момент создания легендарной надписи, оставленной защитниками Брестской крепости в казарме 455-го стрелкового полка у Трёхарочных ворот неизвестным бойцом, который процарапал штыком на стене: «Умрём, но из крепости не уйдём!». Казематы крепости сохранили свидетельства беспримерного мужества и стойкости её защитников.

Левченко Л.Ф. Расстрел комиссара Фомина. 1961. Холст, масло..jpg

Леонид Фёдорович Левченко (1932)
Расстрел комиссара Фомина. 1961
Холст, масло. 97 х 80
БГМИВОВ

В картине «Расстрел комиссара Е.М. Фомина» художник Л.Ф. Левченко запечатлел последние минуты жизни одного из руководителей обороны Брестской крепости. Полковой комиссар Ефим Моисеевич Фомин был расстрелян у Холмских ворот 30 июня 1941 г. Посмертно был награжден орденом Ленина.

Пасюкевич В.М. Портрет Пети Клыпы. 1961. Холст, масло.jpg

Владимир Маркович Пасюкевич (1931–2009)
Портрет Пети Клыпа. 1961
Холст, масло. 96 х 75 
БГМИВОВ

«Портрет Пети Клыпа» повествует о подвиге юного защитника крепости, воспитанника музыкального взвода 333-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии, который ходил в разведку, выполнял поручения командиров, помогал раненым. Художник В.М. Пасюкевич представил его в тот момент, когда мальчик, рискуя жизнью, совершает вылазку к берегу Буга за водой, столь нужной защитникам крепости.

Соколов В.Ф. Бой пограничников 4-й заставы Ф.П. Кириченко. 1967. Бумага, автолитография.jpg
Владимир Фёдорович Соколов (1908–1978)
Бой пограничников 4-й заставы под командованием Ф.П. Кириченко 86-го Августовского пограничного отряда под г. Гродно. 1967
Бумага, автолитография. 40 х 73
БГМИВОВ

Не дрогнули перед врагом советские пограничники. До последнего патрона сражались воины 86-го Августовского погранотряда. Подвиг бойцов 4-й заставы под командованием Ф.П. Кириченко увековечил в литографии В.Ф. Соколов.

Зайцев Е.А. Минск горит. 1944. Холст, масло.jpg
Евгений Алексеевич Зайцев (1908–1992)
Минск горит. 1944
Холст, масло. 95 х 140 
БГМИВОВ

Вражеская авиация бомбила железнодорожные узлы, аэродромы, а также Брест, Гродно, Волковыск, Барановичи и другие белорусские города. Первую массированную бомбардировку города Минска 24 июня 1941 г. изобразил Е.А. Зайцев в живописном полотне «Минск горит».

Романов С.Г. Бой у Острошицкого городка. 1955. бумага, акварель.jpg
Сергей Григорьевич Романов (1914–2001)
Бой у Острошицкого Городка. 1955
Бумага, акварель. 40 х 60
БГМИВОВ

Подвиг бойцов 100-й ордена Ленина стрелковой дивизии, которая защищала Минск на ближних подступах, отразил в акварели «Бой у Острошицкого Городка» партизанский художник С.Г. Романов. В ходе этих боев 26–28 июня воинами дивизии были подбиты 100 вражеских танков.

125.jpg

Андрей Онуфриевич Бембель (1905–1986)
Портрет Героя Советского Союза капитана Николая Гастелло. 1943
Бронза, гранит. 156 х 112 х 57
НХМ РБ


Скульптурный портрет А.О. Бембеля «Николай Гастелло» относится к галерее образов Героев Советского Союза, созданных белорусскими скульпторами за годы войны. Подвиг, который совершил Николай Францевич Гастелло 26 июня 1941 года, был известен во всем Советском Союзе. Летчик-капитан совершил огненный таран, направил горящий подбитый самолет на механизированную колонну врага на дороге Молодечно – Радошковичи. Скульптурный портрет экспрессивно показывает момент принятия мужественного решения летчика.

Сентоховский П.В. Нашествие. 1984. Холст, масло.jpg

Петр Владимирович Свентоховский (1939–2006)
Нашествие. 1984
Холст, масло. 150 х 175
БГМИВОВ

КП 42169.jpg

Федор Михайлович Барановский (1924–2000)
Рубен Иббарури под Борисовом. 1941 год. 1965
Холст, масло. 126 х 210
БГМИВОВ

В основу сюжета живописного полотна «Рубен Иббарури под Борисовом» художник Ф.М. Барановский положил подвиг, совершенный бойцами пулеметного взвода 175-го стрелкового полка под командованием испанца лейтенанта Ибаррури. 1 июля 1941 г. он получил приказ оборонять мост через реку Березину. Наступала немецкая пехота с танками. Шесть часов шел тяжелый, неравный бой. Когда был разбит последний пулемет, Рубен с оставшимися бойцами бросился в рукопашную схватку. Это было последнее, что он мог сделать в то время. В бою отважный командир получил тяжелое ранение. Экипаж нашего танка подобрал его и вывез в безопасное место. За подвиг, совершенный на Березине, в сентябре 1941 года Михаил Иванович Калинин вручил лейтенанту Ибаррури орден Красного Знамени.

Жбанов В.И. Год 1941. 2003. Бронза, литьё.jpg
Николай Иванович Кондратьев (1925–2001)
Буйничское поле. 1991
Бронза. 40 х 65 х 62 
БГМИВОВ

Героическая оборона Могилева продолжалась 23 дня. Скульптурная композиция Н.И. Кондратьева «Буйничское поле» посвящена боям за этот город. 12 июля 1941 г. возле д. Буйничи состоялся 14-часовой бой, в котором воины 388-го стрелкового полка под командованием полковника С.Ф. Кутепова отбили несколько атак и уничтожили 39 танков противника.

Романов С.Г. Ополченцы-гомельчане в обороне родного города. 1955. Бумагаакварель.jpg
Сергей Григорьевич Романов (1914–2001)
Ополченцы-гомельчане в обороне родного города. 1955
Картон, акварель. 40 х 60
БГМИВОВ

В рисунке «Ополченцы-гомельчане в обороне родного города» художник Романов показал активное участие в оборонительных боях гражданского населения, которое оказывало помощь частям Красной армии.

126.jpg

Иван Осипович Ахремчик (1903–1971)
Заседание Бюро ЦК КП(б)Б после трансляции речи И.В.Сталина 3.07.1941 в Лиозно. 1943–1944
Холст, масло. 250,5 х 350,5
НХМ РБ

В картине И.О. Ахремчика «Заседание Бюро Центрального комитета Коммунистической партии большевиков Белоруссии после трансляции речи И.В. Сталина 3 июля 1941 г. в Лиозно» отражаются события, происходившие в начале войны. На этом заседании обсуждались стратегические мероприятия по борьбе белорусского народа против немецко-фашистских захватчиков.

Кондратьев Н.И. Буйничское поле. 1991. Бронза, литьё.JPG

Владимир Иванович Жбанов (1954–2012)
Год 1941. 2003
Бронза. 60 х 60 х 72
БГМИВОВ

 127.1.jpg  127.2.jpg 127.3.jpg 
 127.4.jpg  127.5.jpg  127.6.jpg

Сергей Григорьевич Романов (1914–2001)
Рисунки из цикла «Полковые зарисовки». 1941
Бумага, карандаш. Средний размер рисунков: 24 х 15
НХМ РБ

Цикл «Полковые зарисовки» Романова был создан в самом начале войны, как только художник оказался на фронте. Рисунки выполнены с натуры. Это бойцы разных отделений. Иногда рисунок просто назывался «В караульном помещении» или «Шофер», что свидетельствует о типажности, обобщении образа, стремлении художника передать ту суровую атмосферу, в которой он оказался, тех мужественных людей, которые были с ним рядом.

128.jpg

Михаил Матвеевич Филиппович (1896–1947)
Под Москвой. Сбитые вражеские самолеты. 1941
Бумага, акварель, гуашь. 60 х 43,5
НХМ РБ

М.М. Филиппович бежал из Минска на третий день войны. Оказавшись в Москве, выполнил для московских издательств серию работ, посвященных разгрому вражеской артиллерии. Произведения на тему «Разгром танковой немецкой колонны нашей авиацией» репродуцировались в московских газетах. Впоследствии художник вступил в ряды Красной армии.

129.jpg
Виталий Константинович Цвирко (1913–1993)
Непокоренные. 1947
Холст, масло. 200 х 253
НХМ РБ

Произведение В.К. Цвирко «Непокоренные» 1947 г. посвящается героям войны, которые ценой своей жизни защищали Родину и чей патриотический дух не был сломлен захватчиками.

130.jpg
Матвей Захарович Беленицкий (1909–1990)
Угон скота. Фашистская грабь-армия на Белоруссии. 1942
Холст, масло. 129 х 214
НХМ РБ

В картине Матвея Захаровича Беленицкого «Угон скота. Фашистская грабь-армия на Белоруссии» показаны страшные испытания, выпавшие на долю простых людей, которые оказались на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

131.jpg
Леонид Дмитриевич Щемелёв (1923–2021)
Гроза. 22 июня 1941 года. 1978
Холст, масло. 199,5 х 199,5
НХМ РБ

Леонид Щемелёв – участник Великой Отечественной войны. В своем творчестве многократно обращался к военной теме. Всегда находил необычные интерпретации и ракурсы военных событий. В картине «Гроза. 22 июня 1941 года» художник показывает, как праздник (свадьба в деревне) нарушается страшной вестью о начале войны. Напряженность и драматизм момента подчеркиваются живописными приемами построения полотна.

Паплавский Г.Г. Июнь 1941 г. из цикла Память. 1968. Бумага, автолитография.jpg
Георгий Георгиевич Поплавский (1931–2017)
Июнь 1941 года. 1968
Из цикла «Память»
Бумага, автолитография. 59 х 58,6
БГМИВОВ

132.jpg
Виктор Александрович Громыко (1923–2019)
Над Припятью. 1941-й год. 1970
Холст, масло, темпера. 180 х 225,5
НХМ РБ

В.А. Громыко тоже участник военных событий. Люди, которые прошли через войну и выбрали для себя профессию художника, находили аллегорические и метафорические образы в трактовке военной темы. На картине «Над Припятью. 1941-й год» изображается только три персонажа: погибший солдат – образ начала войны и гибели множества солдат на фронтах Беларуси; женский образ – тема оплакивания вдов и матерей, потерявших своих детей и мужей в годы войны, и юная девушка – крик отчаяния и ужаса о начале войны, который разносится над Припятью. Аллегорически выглядит и пейзаж: красные воды Припяти как реки крови, которой была залита Беларусь.

133.jpg
Натан Моисеевич Воронов (1916–1978)
Памяти однополчан 1941-го. 1973
Холст, масло. 104,5 х 258
НХМ РБ

Н.М. Воронов посвящает свою работу «Памяти однополчан 1941-го года» людям, с которыми он сражался на поле боя, людям, не вернувшимся с боевых заданий. Художник изображает суровую зимнюю ночь, когда солдатам, по колено в снегу, в невыносимых условиях необходимо выполнить боевую операцию

«Интернет-премия «ТИБО-2021»» 7 июня 2021
Открытие временной экспозиции «Сорок первый: образы войны и мира» 8 июня 2021