+375 (17) 203-08-72
ВТ-ВС с 10:00 до 19:00

100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Григория Устиновича Дольникова

8 мая 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения генерал-полковника авиации Григория Устиновича Дольникова.

Фото

Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Г.У. Дольников Москва, 1985 г. (из фондов БГМИВОВ)


Генерал-полковник авиации Григорий Устинович Дольников родился 8 мая 1923 года в д. Сахаровка Горецкого района Могилевской области в семье крестьянина. Отец, Устин Савельевич Дольников был солдатом Первой мировой войны и Октябрьской революции. Затем работал на Путиловском заводе, а в 1919 году из Петрограда семья Дольниковых вернулась на родину в д. Сахаровку, где отца односельчане избрали председателем сельсовета. Позже он перешел на работу в лесничество. В это время в Белоруссии свирепствовал тиф. Не обошел он стороной и их семью. В 1936 году во время эпидемии умерла 16-ти летняя сестра Лида, а за ней и отец.

Семья Дольниковых

Семья Дольниковых, в первом ряду в центре Г.У. Дольников. Фото из книги Г.У. Дольникова «Летит стальная эскадрилья» (из фондов БГМИВОВ)


С тех пор Григорий стал главой семьи, отвечал и за мать, и за младшего брата Владимира. В свободное время любил читать книги, а в 1939 году окончил с отличием 7 классов в с. Панкратовка, поступил в Минскую школу ФЗО при паровозном депо, и как мечтал отец получил рабочую профессию. Однажды в школу пришли два пилота-инструктора из Минского аэроклуба и стали агитировать ребят стать авиаторами. После их выступления все учащиеся в школе мечтали стать летчиками. Григорию Дольникову стали даже сниться сны, в которых он летал.

В решении стать летчиком по-настоящему окончательно утвердился после встречи в Минске с одной из героинь прославленного экипажа Полины Осипенко – Верой Ломако.  Здоровье у него было отменное, поэтому после прохождения медкомиссии его зачислили в аэроклуб. Аэроклуб в те годы находился в 20 километрах от Минска в н.п. Медвежино, поэтому после учебы он ехал за город и летал на У-2. Учебные полеты проходили не важно, не удавалась посадка. Но ему везло на хороших людей. Инструктором аэроклуба тогда была Анна Чекунова, она и помогла юноше поверить в свои силы и сдать экзамены успешно. По окончании школы ФЗУ Г.У. Дольников работал слесарем на Минском вагоностроительном заводе им. А. Ф. Мясникова и на общественных началах остался инструктором в Минском аэроклубе.

Каждый молодой человек в СССР, носил в душе мечту стать летчиком, поэтому в конце марта 1940 года Григорий Дольников поступил в батайскую военную авиационную школу пилотов имени А. К. Серова, расположенную в десяти километрах южнее Ростова-на-Дону. 22 июня 1941 года курсанты летной школы проснулись под длительный вой сирены, поднявшей их по боевой тревоге. Началась война. В конце года авиашкола перебазировалась в г. Евлах (Азербайджан). В 1943 года курсант Дольников был зачислен в истребительную авиацию ВВС Красной Армии. С небольшой группой выпускников батайцев прибыл для прохождения дальнейшей службы в 25-й запасной авиационной полк, базировавшийся тогда здесь же, в Азербайджане. Молодые летчики в течении нескольких месяцев учились летать на P-39 «Аэрокобра», поставленных в СССР по программе ленд-лиза. Друзья за белорусский акцент в речи дали Дольникову прозвище «Гарачы». В дни войны это прозвище станет его позывным.

Вскоре пилоты прибыли в состав 100-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия). Этот полк был сформирован еще до войны, в 1938 году. Боевые действия начал в Крыму в боях по обороне Севастополя, внес большой вклад в оборону Северного Кавказа и Кубани.

Григорий Устинович вспоминал, что август 1943 года был, пожалуй, самым напряженным для полка за всю войну. За один месяц полком было выполнено 897 боевых вылетов, сбито 63 самолета противника.

В небе Донбасса младший лейтенант Григорий Дольников одержал свою первую победу. В День Воздушного Флота, 18 августа 1943 года он сбил первый самолет врага Ме-109. Рекордным для вылетов этот месяц был и для Дольникова. Он совершил 35 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, сбил 3 вражеских самолета, приобрел боевой опыт и командование охотно отправляло его на самые трудные задания.

30 сентября 1943 года произошел роковой вылет... Григорий запомнил этот день на всю жизнь. Его самолет сбили враги, а он был ранен и попал в плен. В плену назвался Соколовым Григорием. Привезли в лагерь, который фашистские захватчики создали специально для советских летчиков. В начале ноября, с группой товарищей пытался бежать, но не получилось вырваться из плена. Таких попыток было три. Как без вести пропавшего 25 ноября 1943 года Дольникова исключили из списков Красной Армии. Только в декабре при помощи местных жителей удалось совершить удачный побег в партизанский отряд «За советскую Родину». Григорий был членом комитета и начальником вооружения отряда, принимал участие в боевых операциях.

Когда отряд соединился с наступавшими войсками Красной Армии Дольникову удалось вернуться в 100-й гвардейский авиаполк. Уже в Румынии, в районе реки Прут
28 мая 1944 года возобновил боевые вылеты.  К этому времени стал одним из лучших летчиков полка: неоднократно участвовал в штурме войск противника, прикрытии действий авиации, сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков, разведке войск противника, свободной охоте… В одном из боев он вышел победителем в схватке с 42 немецкими самолетами. Его наградили орденом Красного Знамени, присвоили звание гвардии лейтенанта, назначили заместителем командира – штурманом эскадрильи.

После освобождения Белоруссии пришло письмо от мамы Анны Ефимовны, которая сообщила, что младшего брата угнали в Германию, а их деревня была уничтожена гитлеровцами, но родной дом случайно уцелел. Деньги, которые Григорий посылал родным, мама делила между односельчанами, всем надо было выжить.

Сражения в небе с врагом продолжались, полк перемещался с аэродрома на аэродром, принял участие в Берлинской и Пражской операци. В мае 1945 года Великая Отечественная война для Григория Дольникова закончилась. Действовавшее тогда Положение о наградах за 15 сбитых самолетов, 160 боевых вылетов и 42 успешных воздушных боя давало основание представить Григория Дольникова к званию Героя Советского Союза, но плен есть плен и, несмотря на заслуги, об этом факте биографии ему забывать не давали очень долго.

Однако были и счастливые дни у Григория Дольникова. В конце войны он встретил свою супругу. В батальоне обеспечения служила Чистова Валентина Михайловна, которая прибыла на фронт из Запорожья, где работала секретарем райкома комсомола. Когда отгремели залпы победы, молодые люди справили свадьбу.

После войны Дольников продолжал службу в ВВС. Часто, чтобы не забыть былые дни, на листочках бумаги делал записи о войне. Внезапно его вызвали в Москву и отправили на новое место службы – Дальний Восток. В 1951 году он был зачислен на подготовительный курс в Военно-Воздушную академию, тогда же окончил 10 классов школы экстерном. Позже прошел обучение на Высших академических курсах при Военной академии Генштаба. После выпуска занимал различные командные должности. Звание генерал-майора авиации получил в 39 лет. Освоил многие типы реактивных самолетов, 21 августа 1965 года одним из первых белорусских летчиков получил звание «Заслуженный военный летчик СССР» (нагрудный знак за №6).

В постоянной экспозиция зала №10 «Наследники Великой Победы», где представлены участники многочисленных вооруженных конфликтов послевоенного периода, можно увидеть портрет генерала авиации Г.У. Дольникова и книгу «Летит стальная эскадрилья», которую он написал по своим воспоминаниям. 

Дольников Г.У. книга с дар. надп. фото 3.jpg

Книга с дарственной надписью музею Г.У. Дольникова «Летит стальная эскадрилья» 9.05.1973 г. (из фондов БГМИВОВ)


Только в конце XX века стало известно, что Г.У. Дольников прошел еще две войны – Арабо-израильскую (1973 г.) и Эфиопо-сомалийскую (1977 г.).

В 1970 году он возглавлял группировку истребительной авиации в Египте.  Г.У. Дольникову поручили организовать взаимодействие с египетскими ВВС. Так советские летчики приступили к боевому дежурству в небе Египта. А в 1977 году в Африке разразилась война между Сомали и Эфиопией, названная «Войной за Огаден». В ноябре 1977 года командовать действиями авиации и быть главным советником командующего ВВС Эфиопии доверили генералу Дольникову. Он принимал участие в разработке и проведении операции «Барракуда». После этой операции ему была вручена медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. В Указе Президиума Верховного Совета СССР отмечалось, что за личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, высокие результаты в боевой подготовке войск, освоении сложной боевой техники генерал-лейтенанту авиации Дольникову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С Чистовой Валентиной Михайловной рука об руку по сложным и непредсказуемым дорогам армейской жизни он прошел всю жизнь. Они вырастили и воспитали двух дочерей, которые подарили им внуков. Пока позволяло здоровье он продолжал летать. Общий налет к концу службы составил 4 000 часов, освоил более 40 типов самолетов. За время службы с должности летчика дорос до заместителя главнокомандующего ВВС, не пропустив ни одной ступени.

В 1981 году защитил диссертацию и стал кандидатом исторических наук. На малой родине получил звание Почетного гражданина города Горки Могилевской области. Генерал-полковник авиации Г.У. Дольников в июле 1987 года ушел в отставку и занимался общественной работой. В Архиве Министерства обороны СССР, в музеях и комнатах боевой славы авиационных соединений, частей, военно-учебных заведений ВВС изучал военные документы, на основании которых публиковал статьи. Часто принимал участие в научных конференциях, писал исследования о вкладе Военно-Воздушных Сил в разгром фашистской Германии, в которых особое внимание уделял фальсификации зарубежных исследователей исторических фактов о преуменьшении значения нашей Победы во Второй мировой войне. Умер 23 марта 1996 года. 

фото модель Аэрокобра

Модель самолета Р-39Д «Аэрокобра» Г.У. Дольникова


В фондах музея хранятся несколько фотопортретов, модель самолета Р-39Д «Аэрокобра» и книга «Летит стальная эскадрилья» с дарственной надписью, в которой подробно описана биография и участие в Великой Отечественной войне Г.У. Дольникова.


Статья подготовлена по материалам фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

Сотрудник научно-экспозиционного отдела Н.И. Обухова
Состоялось торжественное открытие выставки «Советская военная форма и знаки различия 1920-1950-е гг.» 9 мая 2023
Кинофестиваль короткометражных фильмов о Великой Отечественной войне «Перерыв на кино». 10 мая 2023